Налоговые органы Российской Федерации
ü осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
ü обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
ü контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
ü передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
ü предъявление в суд и в арбитражный суд соответствующих исков, в частности, исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (речь идет о сделках, совершенных с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ);
ü приостановление операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях в случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет [8, с. 50].
Правоохранительные органы, в том числе органы Министерства внутренних дел РФ, обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам определенные законодательством финансовые санкции.
Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляют высшие федеральные органы исполнительной власти. Центральным органом федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в нашей стране, является Федеральная таможенная служба.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, составляющие единую систему, в которую входят:
ü Федеральная таможенная служба;
ü региональные таможенные управления Российской Федерации;
ü таможни Российской Федерации;
ü таможенные посты Российской Федерации.
ü положение о Федеральной таможенной службе утверждается Правительством РФ.
Таможенные органы Российской Федерации выполняют следующие основные функции:
ü обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;
ü принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
ü обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
ü применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
ü взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
ü ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации;
ü ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;
ü ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и т.д. [9, с. 53].
В целях повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями в марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являлись правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. В 2003 г. названные органы были расформированы, а их полномочия в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями были переданы МВД России. В структуре Министерства в настоящее время создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в которую входят Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по борьбе с налоговыми преступлениями.