Формы контроля над распределением бюджетных средств и исполнением бюджета в муниципальном образовании
Статьей 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены следующие положения.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Необходимо отметить, что определение статуса специального контрольного органа в действующем сегодня Законе является большим плюсом. Ранее действовавший Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 35) определял соответствующие отношения весьма скудно и неконкретно: «Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно».
Итак, контрольный орган муниципального образования - новый орган в системе местного самоуправления, впервые императивно образуемый на основании ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. На основании п. 1 и 2 ст. 38 названного Закона муниципальные образования вправе самостоятельно избрать название, а также одну из моделей создания и организации деятельности своего контрольного органа. Законодательством предусматриваются следующие варианты: а) контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию представительного органа местного самоуправления и подотчетен ему; б) контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию администрации муниципального образования и ей подотчетен; в) контрольный орган является самостоятельным органом местного самоуправления, не находящимся в подчинении ни у одного из муниципальных органов. При формировании муниципального контрольного органа следует иметь в виду, что он может быть сформирован на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Возможная модель организации деятельности контрольного органа представлена в Приложении к настоящей дипломной работе.
В любом из вариантов своей организации контрольный орган муниципального образования имеет возможность осуществления контроля над распределением бюджетных средств и исполнением бюджета муниципального образования через следующие формы контроля:
) Предварительный контроль. Контроль бюджета на стадии его разработки. Заключается в оценке степени обоснованности проекта бюджета.
) Текущий контроль. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств при его исполнении.
). Последующий контроль. Оценка результативности исполненного бюджета.
Контрольный орган может осуществлять свои функции путем выездных и камеральных проверок (без выезда на проверяемый объект на основе имеющейся документально зафиксированной информации).
Глава 2. Анализ текущей практики формирования и исполнения бюджета в муниципальном образовании «Гавань»