Основные направления налоговой политики на современном этапе
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям (на рис. 6 представлены основные направления налоговой политики, которые были запланированы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов)[4].
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов:
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала:
- Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;
- Совершенствование амортизационной политики;
- Разработка порядка отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях налогообложения;
- Меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети;
Рисунок 6 - Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- Оптимизация налоговых льгот;
- Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов;
3. Акцизное налогообложение:
- периодическая индексация ставок акциза;
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;
5. Налог на прибыль организаций;
- Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли;
6. Налогообложение природных ресурсов:
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа);
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых;
- Водный налог;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов:
- Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента[4];
8. Введение налога на недвижимость:
- для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости;
9. Налоговое администрирование:
- Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов;
- Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации[4].
Говоря в целом, на сегодняшний день Правительству удалось создать налоговую политику России. Учитывая, что эту работу наша страна начала практически «с нуля», это, безусловно, огромное достижение. Оценивая основные направления налоговой политики, которые запланированы на предстоящий трёхлетний плановый период, они, конечно же, довольно таки неплохи, как цели и методы их реализации. Но всё-таки выполняются и реализуются они очень медленно, каждый раз, примерно, половина из них, переносится на другой плановый период. Хотя и это является для России огромным достижением к развитию данного направления. Но думается, что нужно говорить и о проблемах и недостатках, которых, к сожалению, тоже достаточно.
1 2