Понятие, сущность и функции налоговой политики
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.
В большинстве случаев формы и методы налоговой политики определяются в зависимости от сложившегося в данном государстве административно-территориального устройства, политического строя, наличия или отсутствия, а также характера взаимодействия разных форм собственности национальных интересов и целей и некоторыми другими положениями.
Таким образом, налоговая политика
представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики[17, с. 195].
Налоговая политика имеет собственное содержание, характеризуемое определенными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
Считается, что налоговая политика включает в себя три звена[17, с. 354]:
1) выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития стран исходя из потребностей населения;
2) определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения и постановленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Еще более завуалировано восприятие того, какую налоговую политику следует считать эффективной. Уже в самом подходе ц значению такой политики нет научного единообразия. Ее зачастую называют также здоровой, справедливой, рациональной или оптимальной налоговой политикой. Но если бы вся сложность ограничивалась только терминологическими объяснениями, это было бы решаемой проблемой. В
таком случае следовало бы определиться только с её обозначением. На самом деле проблема гораздо глубже. Суть её выражается не только в разных подходах к пониманию эффективности в налогообложении, но и в более сложной дилемме - реализации в налоговой политике приоритета эффективности и справедливости. Именно в непонимании или в игнорировании этой дилеммы, в нежелании поиска компромисса между эффективностью и справедливостью кроется несостоятельность многих подходов к обоснованию того, какая же налоговая политика может быть признана эффективной.
Об эффективной налоговой политике следует говорить как об искусстве нахождения компромисса между эффективностью и справедливостью в налогообложении, понятном и принимаемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснованным видится следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.
Эффективная налоговая политика -
это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении[17, с. 355].
Функции налоговой политики являются функциями налога: фискальная, регулирующая (включает стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственного назначения), распределительная (социальная) а так же контрольная.
И так, рассмотрев теоретические аспекты налоговой политики можно сделать следующие выводы:
1) Не существует единого для всех понятия, сущности, функции и классификации налогов, каждый экономист-финансист выделяет и объединяет это по-своему, опираясь на Налоговый кодекс РФ.