Виды доходов. Современная политика формирования доходов бюджетов
. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.).
. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и т.д.).
. Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций).
. Штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов).
. Прочие неналоговые доходы.
Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством. [6]
К собственным доходам бюджетов относятся:
Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. [5]
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трёх лет. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Бюджетный Кодекс РФ вводит как обязательное условие возможное увеличение нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации этой нормы до настоящего времени ещё четко не установлен.
С самого начала рыночных реформ российский бюджет фактически держится за счет косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищенные слои населения. В эффективной рыночной налоговой системе наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т.е. на труд и предпринимательство ( в США - 75,1%, в России - 37,3%), а в федеральном бюджете США доля косвенных налогов составляет всего 4%.
Высокое косвенное налогообложение в российской налоговой системе выступает фактором сдерживания спроса, его излишняя тяжесть является одной из причин затяжного спада российской экономики. Косвенные налоги не связаны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей. В некоторой степени они носят антирыночный характер, поэтому их уровень не должен быть высоким. Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли косвенных налогов в налоговой системе России отвечает целям антикризисной политики и продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа в российскую налоговую систему и в налоговое законодательство особенно важно, поскольку основная масса платежей в бюджет и внебюджетные фонды уплачивается без учета каких-либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев приводит к изъятию фондов возмещения предприятий. [10]
На развитие российской экономики, особенно производственного её сектора, существующая налоговая система оказывает угнетающее воздействие. У предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, для модернизации, для адаптации к условиям рынка.
При этом государство пытается решить задачу поддержки предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. Льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям.
Принципы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ не нашли должного отражения в БК. Вместе с тем указанные далее принципы были определены в программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 №584. [5]