Понятие доходов бюджетов
доход бюджет налогообложение
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней [4]:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации;
третий уровень - местные бюджеты.
Согласно Законодательству Российской Федерации «каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации» [5].
Рассмотрим каждый уровень бюджетов бюджетной системы.
Доходы Федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.
По существу Федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому Федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации.
В настоящее время Федеральный бюджет России функционирует как центральный бюджет унитарного государства.
Следующим после Федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации. [4]
В недалеком прошлом под местными бюджетами понимались бюджеты краёв, областей, автономных образований и нижестоящих административно-территориальных единиц. В процессе децентрализации государственной власти появилось понятие субъектов Российской Федерации, которое включает в себя республики в составе Российской Федерации, автономные образования, края, области. Соответственно и бюджетная система Российской Федерации приобрела трёхуровневый характер.
1 2