Факторный анализ прибыли от продаж
На сумму прибыли от продаж влияют все показатели. Факторы определяются по формуле:
Прибыль от продаж = Выручка - Себестоимость - Коммерческие расходы - Управленческие расходы
Влияние фактора - выручка от продажи. Расчёт влияния этого фактора нужно разложить на две части:
- цена 1 единицы продукции;
- количество продаваемой продукции.
Прежде чем проводить анализ необходимо учесть изменения цен в отчётном году по сравнению с прошлым годом.
Для этого рассчитаем индекс цены:
Выручка от продажи в отчётном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
Влияние на выручку изменение цен рассчитывается по формуле:
Теперь, необходимо рассчитать влияние отдельных факторов влияющих на величину прибыли от продаж.
1. Рассчитаем влияние фактора - цена, определяется по формуле:
Таким образом, за счет роста цены на продукцию прибыль от продаж увеличилась на 25653,49 руб.
2. Рассчитаем влияние фактора - количество произведённой продукции:
Таким образом, за счет уменьшения количества произведенной продукции, величина прибыли от продаж снизилась.
3. Рассчитаем влияние фактора себестоимость продаваемой продукции:
Таким образом, за счет снижения себестоимости продаваемой продукции прибыль от продаж увеличилась на 83320,8 руб.
4. Рассчитаем влияние фактора - коммерческие расходы:
Таким образом, за счет снижения коммерческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 5032,8 руб.
5. Рассчитаем влияние фактора - управленческие расходы:
Таким образом, за счет снижения управленческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 9506,4 руб.
6. Общее влияние факторов на прибыль от продаж рассчитывается по формуле:
где, - все факторы;
- фактор - цена;
- фактор - количество произведённой продукции;
- фактор - себестоимость;
- фактор - коммерческие расходы;
- фактор - управленческие расходы.
Все показатели можно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли (доходы - прямое влияние; расходы - обратное влияние). Факторы обратного действия влияют на сумму прибыли противоположным образом. Если фактор прямого действия увеличивается, то увеличивается и прибыль, если же он уменьшается, то уменьшается и прибыль.
Необходимо обобщить все факторы, влияющие на прибыль от продаж и свести все данные в таблицу (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
Показатели |
Сумма в рублях |
1. Изменение цен на продукцию |
25653,49 |
2. Количество продаваемой продукции |
-9813,49 |
3. Себестоимость продаваемой продукции |
83320,8 |
4. Коммерческие расходы |
5032,8 |
5. Управленческие расходы |
9506,4 |
Итого: общее влияние факторов |
113700 |
Таким образом, исходя из полученных данных, прибыль от продаж увеличилась на 113700 руб. за счет влияния всех факторов.