Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).
Специалисты в области инвестиционной деятельности должны тщательно соотносить инвестиционную деятельность на национальном рынке с совокупностью действующих прав и норм правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Инвестору крайне важно знать основные положения законодательства и особенности действующих в стране методик для недопущения грубых ошибок в своей деятельности.
Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.
Основными направлениями развития системы стимулирования инвестиционной активности являются:
предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета - на развитие муниципальной;
равенство прав инвесторов - гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так и муниципальных и государственных.
Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.
Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Однако наиболее часто льготы предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях.
В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот основывается на дифференциации размеров преференций по конкретному виду налога в зависимости от:
размера инвестиций;
рода деятельности льготируемого субъекта (производственный сектор, банковское дело, страхование, лизинговая деятельность и т.д.);
длительности предоставления льгот (первый год, первые два года, третий, четвертый год, период окупаемости);
целевого назначения инвестиций (республиканские целевые программы, инфраструктура, экспортеры, разведка и освоение новых месторождений).
Следует отметить проявление в последние годы некоторой выраженной тенденции в предоставлении инвесторам со стороны региональных властей налоговых льгот: ранее льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время - практически повсеместно и с большим разнообразием. Это свидетельствует, с одной стороны, об усилении борьбы регионов за привлечение инвестиций, с другой стороны, - о более полном понимании роли инвестиций в решении экономических, социальных и политических проблем регионов.
Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить для успешного развития экономики России, очевидно, что для ини- циирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвес- тиционной деятельности, выработка форм и методов экономичес- кого регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуа- цию.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разнообразные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
Во-первых, это создание общих благоприятных условий для инвестирования: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.