Определение оптимального размера партии поставляемых запасов
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса, что нежелательно в условиях любого производственного процесса.
Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов осуществляется по следующей формуле (модель Уилсона):
где, ОРпп - оптимальный размер партии поставки,
Зт - необходимый объем закупки товаров (сырья, материалов) в год (квартал),
ТЗ1 - размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию,
ТЗ2 - размер текущих затрат по хранению единицы запасов.
Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона. В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции.
Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов товароматериальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента или службой маркетинга. Основная цель этих мероприятий - высвобождение части финансовых средств, «завязнувших» в сверхнормативных запасах.
Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле:
ФСВ = ЗН - ЗФ = (ЗДН - ЗДФ) * СР
где, ФСВ - сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов;
ЗН - норматив запасов в сумме;
ЗФ - фактические запасы в сумме;
ЗДН - норматив запасов в днях;
ЗДФ - фактические запасы в днях;
СР - среднедневной объем расходования запасов в сумме.
Предположим, что годовая потребность в сырье у предприятия составляет 15138 тыс.руб.; текущие затраты по доставке одной партии - 15 тыс.руб.; текущие затраты по хранению единицы запаса - 6 тыс.руб. в год.
ОРПП = = 275 тыс.руб.
Таким образом, в течение года ожидается около 55 поставок (15138/275); интервал между поставками примерно 6 дней (360/55).[15]